Церковное искусствоИкона

Шестоднев (Седмица); XVI в.; Россия. Не установлено

Шестоднев (Седмица); Россия. Не установлено; XVI в.; местонахождение: США. Балтимор. WAM (Walters Art Museum); 26 x 31 см.; материал: дерево, золото (сусальное), металл серебро, пигменты натуральные, эмаль; техника: золочение, темпера яичная, эмаль по скани
ID: 2184
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Шестоднев (Седмица) ; Россия. Не установлено; XVI в.; местонахождение: США. Балтимор. WAM (Walters Art Museum) ; 26 x 31 см.; материал: дерево, золото (сусальное), металл серебро, пигменты натуральные, эмаль; техника: золочение, темпера яичная, эмаль по скани
  1 ... 129800

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

«ШЕСТОДНЕВ» (Седмица), икона, отражающая особенности русского православного мировоззрения. Написана в XVIв. В верхней части иконы, в клеймах, представлены праздничные сюжеты, соответствующие шести дням недели: «Сошествие во ад» (воскресенье), «Собор архангелов» (понедельник), «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (вторник), «Благовещение» (среда), «Омовение ног» (четверг) и «Распятие» (пятница). Большую часть композиции занимает изображение «Субботы всех святых». В центре здесь представлен Престол Уготованный — Этимасия с Голгофским Крестом. По обе стороны от престола располагаются изображения ангелов. Над престолом — Спаситель на троне в окружении Богоматери, св. прор Иоанна Предчети и архангелами Михаилом и Гавриилом. Правой рукой Он указывает на раскрытое Евангелие (надпись на Евангелии: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28—29).

По обе стороны от престола, в нижнем регистре, тремя горизонтальными ярусами располагаются изображения святых по чинам: мученицы и преподобные жены (верхний ярус); праотцы, преподобные и мученики (средний ярус); мученики, пророки, апостолы и святители (нижний ярус). Имена святых надписаны на их нимбах. Между святыми нижнего ряда представлены небольшие фигурки праведных младенцев. Позади изображен Архангел Михаил с мечом в руках.

Иконография «Седмицы» основана на православной литургической традиции, связывающей каждый день недели с памятью определенного священного персонажа или события. Наиболее последовательно эта традиция выражается в канонах утрени Октоиха (составление этой богослужебной книги приписывается прп. Иоанну Дамаскину (ск. 753), хотя сами каноны утрени, за исключением воскресных, были сочинены уже в более позднее время). Согласно Октоиху, в будние дни на утрене поются 2 канона. При этом один из двух канонов на понедельник посвящен бесплотным (ангельским) силам, на вторник — Иоанну Крестителю. Каноны на среду и пятницу посвящены кресту и Богоматери, на четверг — апостолам и св. Николаю, а субботние каноны — всем святым и усопшим. Наконец, первый и основной из трех воскресных канонов — это канон Воскресению Господню.

Иконы, иллюстрирующие литургическое посвящение различных дней недели, известны в русском искусстве начиная с XV в. Так, известная «Четырехчастная» икона 1-й пол. XV в. из собрания Третьяковской галереи, изображающая Иоанна Крестителя, Богоматерь и всех святых, представляла собой, как полагают исследователи, фрагмент «Седмицы», соответствовавший вторнику, среде и субботе. Однако окончательно эта иконография складывается, по-видимому, уже на рубеже XV—XVI вв. Примером здесь может послужить еще одна икона из собрания Третьяковской галереи, известная под названием «Шестоднев», 1-й пол. XVI в., а также некоторые др. иконы XVI-XVII вв.

В соответствии еще с ветхозаветной, дохристианской, традицией первые 6 дней творения и соответствующие им 6 дней недели считались прообразом шеститысячелетней мировой истории. Последний же седьмой день был днем отдыха, днем, когда Бог «почил… от всех дел своих» (Быт. 2, 2). Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. Эта концепция перешла и в толкования христианских богословов. Так, уже в послании Варнавы, памятнике апостольских времен, мы находим следующие слова: «…Так как тысяча лет пред Богом, яко день един (Пс. 89, 5), то Бог как сотворил мир в шесть дней, так и совершит все в шесть тысяч лет… И как Бог почил в седьмой день, так в седьмой день мира почиет Он, когда придет Его Сын и прекратит время беззаконного, осудит нечестивых и изменит солнце, луну и звезды… А осьмой день, в который воскрес Иисус, предъизображает новый мир с началом восьмого тысячелетия.

 

Подобные толкования получили широкое распространение в русской культуре с к. XV в. — в связи с истечением 7 тыс. лет от сотворения мира в 1492. В соответствии с ними последняя композиция «Суббота всех святых» в иконах XV—XVII вв. выделяется и усложняется, включая в себя ряд мотивов, восходящих к иконографии «Страшного суда»: Деисус, Престол Уготованный, изображения праведников по чинам и т. д. Вместе с тем «Суббота всех святых» представляет собой образ не самого Суда, но блаженного покоя праведных, ожидающих Второго пришествия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке: