Акафист Пресвятой Богородице.. Верхний регистр. Южная стена Неф; Македония. с.Сливница. Сливнички монастырь; XVII в. |
Акафист Пресвятой Богородице.. Верхний регистр. Южная стена Неф; Македония. с.Сливница. Сливнички монастырь; XVII в. |
Сюжет 1
Иконогррафия:
"Спас Эммануил на престоле с предстоящими Пресвятой Богородицей и архангелами"
Гимнография:
" ...Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́,." (О Тебе радуется... глас 8)
Сюжет 2
Иконография:
"Богоматерь Воплощение"
Гимнография:
"...и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла..."(О Тебе радуется... глас 8)
Сюжет 3
Иконография:
"Сомнения Иосифа"
Гимнография:
Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная: уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа ( Кондак 4 Акафист Пресвятой Богородице)
Сюжет 4
Иконография:
"Богоматерь Оранта в окружении мудрецов"
Гимнография:
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе, Богородице: недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребывавши, и родити возмогла еси; мы же, таинству дивящеся, верно вопием (Икос 9 Акафист Пресвятой Богородице)
Комментарий:
В 9-м икосе затрагивается тема соотношения человеческой мудрости, философских поисков и христианского богословия, прежде всего, христологии. При этом подчеркивается тщетность попыток полностью постигнуть и исчерпать тайну Богово- площения, выразить ее с помощью даже того богатого арсенала, который накопила человеческая мудрость, философия уже ко временам составления Акафиста.
Перевод начала икоса: «Ораторы многословные, когда говорят о Тебе, Богородица, выглядят перед нами как рыбы безгласные, ибо не знают, как говорить о том, что Ты и Девой пребываешь,
и родить смогла. Мы же, удивляясь таинству, с верой восклицаем: Радуйся…»