Нехристианская история о христианской святыне
Триптих. Византия. 11в.
Цхинвальский Триптих, был похищен в 90-х годах во время грузинской агрессии из Госмузея Южной Осетии.
Напомним, что в январе 1991 года, когда грузинские гвардейцы и милиция ворвались в столицу Южной Осетии Цхинвал и заняли часть территории города, в зоне оккупации оказался и Государственный музей истории, из которого был похищен триптих.
Эта трехстворчатая икона из слоновой кости, изображающая Спасителя и лики Святых является прекрасной работой византийских мастеров Х-ХII веков м была подарена Тигвскому мужскому монастырю Рождества Богородицы (XII век) лично императором Византийским Константином Багрянородным.
Триптих сохранялся в Южной Осетии в эпоху всех последующих войн и революций, даже в период монголо-татарского нашествия. В 1924 икона была обнаружена в Оконской церкви и передана государству, в Юго-Осетинский краеведческий музей, основанный 31 марта 1923 года.
Когда в 1991 году грузинские гвардейцы и милиция незаконно захватили часть города, в которой находится музей, триптих находился в экспозиции на самом видном месте. После ухода грузинской милиции сотрудники обнаружили, что ценнейший экспонат, а также несколько кинжалов в серебряных ножнах и древние монеты были вынесены из зала. После десятилетнего период неизвестности икона в начале 2001 года была обнаружена на аукционе Кристи в Женеве уже без серебряного оклада и драгоценных камней.
Признав попытку продажи находящейся в розыске иконы незаконной, швейцарские власти наложили на триптих арест. До января 2002 года он находился в хранилище дворца правосудия Бернского кантона, ожидая решения своей участи. Все это время многочисленные попытки получить чудесным образом найденное сокровище предпринимали две основные заинтересованные стороны - Республика Южная Осетия, на территории которой триптих находился почти тысячу лет, и Грузия, заявившая о своих правах на икону, пользуясь в то время непризнанностью статуса Южной Осетии. Решением швейцарского суда икона передана грузинской стороне.
Главным аргументом грузинской стороны в пользу получения триптиха было то, что безопасность драгоценного предмета на неконтролируемой территории сомнительна. Как говорят в Министерстве госбезопасности Грузии, судья Карол Барбел, ведущая это дело, приняла решение передать икону грузинской стороне только после того, как убедилась, что условия в Цхинвальском музее неудовлетворительные для хранения такой святыни. Возникает вопрос, каким образом Карол Барбел могла в этом убедиться? По словам сотрудников музея, никакого официального осмотра помещений не было.
Надо признать, что на сегодняшний день здание музея, откуда был похищен триптих, находится в плачевном состоянии, о чем не раз признавались сами чиновники РЮО Так в интервью корреспонденту ИА «Рес» директор Югоосетинского НИИ, кандидат исторических наук Роберту Гаглоев, выразил большую озабоченность состоянием музея. -
«На сегодняшний день здание находится в плачевном состоянии. В 2010 году не было выделено средств на постройку нового здания Госмузея, а нынешнее здание в таком состоянии, что уже не подлежит ремонту.»
В настоящее время икона-триптих находится в Тбилисском музее искусств. В перечне экспонатов она названа как "Оконская икона" хотя во всех международных каталогах искусств обозначена не иначе как "Цхинвальский Триптих".