Об иконографии «Никола Чудотворец и семь отроков Эфесских»
Каменные и литые образки – одни из наиболее распространенных образцов пластики в Древней Руси были широко распространены по причине своей компактности и утилитарности. Ими благословляли сыновей, брали в дорогу путники; их носило духовенство и миряне.
Образ семи спящих отроков Эфесских, традиционно имеющий смысл ожидания Второго пришествия Христа, изображался на иконах Вседержителя. Однако широкое распространение иконографии отроков на предметах мелкой пластики, имеющих утилитарное назначение, перевело богословское толкование в иное русло. Они понимались как своеобразные обереги во время далеких и небезопасных путешествий, защищали в бою, но чаше всего им придавалась целительная сила. Семь отроков эфесских почитались как целители животворящим сном и охранители. В центре образка, как правило, помещался святой Николай, покровитель путников и мореходов. Так, имеющие двойное покровительство, иконки такой иконографической схемы имели широкое хождение.