• Азурит

    Азурит

    арт. п043

    ВРЕМЕННО ОТСУТСТВУЕТ


    АЗУРИТ

    арт. п043

    Фасовка: 20гр.

    цена: 524 руб.  

    Название минерала «азурит» созвучно названию близкого минерала «лазурит». Вероятно, слово «лазурит» имеет персидские корни и происходит от слова «ладжвард», что  переводится как «лазурно-синий», «голубой». Французский минеролог Ф. Бедан в 1842 году окончательно закрепил за данным элементом название «азурит» (от фр. «azur» - «лазурь», «синева»).

    ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ

    Бергблау, горная синь, голубец, медная лазурь, английская синяя, веницейский голубец, Azzuro della Magna, шессилит (назван по основному месторождению в местечке Шесси во Франции).

    СОСТАВ

    Cu3(СО3)2(ОН)2

    Минерал.

    Класс соединения: карбонаты

    Основной цвет: синий (обуславливается наличием меди)

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

     Тип – водный карбонат меди

     Кроющая способность:  n = 1,76 – 1,83

     Твердость:  3,5 - 4 хрупкий

     Плотность:  3,77 – 3,88 г/см3.

    ИСТОРИЯ

    Один из самых распространенных синих пигментов. Получали из природного минерала азурита. Известен с античных времен. Имел широкое употребление в Древнем Египте. К ранним произведениям, в которых был обнаружен азурит, относятся, например, — энкаустическая икона "Богоматерь с младенцем"(VI в.), икона "Спас Златые Власы( XIII в.); настенные росписи церкви Федора Стратилата (XIV в., Новгород), церковь Рождества Богородицы (XIII в., Ахтала, Армения).

    Натуральный пигмент использовался во всех видах живописных техник без ограничения.

    Краски, изготовленные на основе азурита, пользовались большой популярностью у европейских художников XV - середины XVII в.  Данный пигмент  не требовал таких затрат сил и времени на обогащение, как лазурит, однако давал прекрасный синий цвет

    МЕСТОРОЖДЕНИЯ

     США (Меднорудные районы): Бисби (штат Аризона), Келли (штат Нью-Мексико). Россия: Змеиногорское, Алтай (Колывань), Урал (Нижний Тагил), Западная и Восточная Сибирь. Центр. и Вост. Казахстан. Германия: Валлерфанген (Саар), Метерних (Эйфель), Кальв (Баден). Африка (Заир, Намибия). Австралия (Бурра, Броккен-Хилл). Эквоториальная Гвинея. Сев. Синай. Венгрия. Шесси близ Лиона во Франции, Копиано в Чили.

     

    ПРИМЕНЕНИЕ

    Благодаря своему насыщенному цвету азурит популярен в среде иконописцев.

    Азурит готовят, перетирая до мелкодисперсного состояния, и промывают его щелочью (водным раствором поташа).

    Цвет зависит от формы и размера частиц, т.е. тщательности перетирания минерала. Чем крупнее помол, тем ярче синий цвет, чем мельче – более светло голубой с зеленоватым оттенком.

    Для более тщательной очистки пигмента от посторонних примесей, следует растертый пигмент растворить в слабом растворе воды и яичного желтка. Желтковый раствор связывает примеси и удерживает их на плаву в виде серо-синей смеси, а синие кристаллы минерала оседают на дно посуды. Таким образом вы получаете синий прекрасный пигмент, свободный от нестабильных и неустойчив примесных частиц.

    Поскольку минерал содержит медь, его нежелательно смешивать с серосодержащими и кадмийсодержащими пигментами (аурипигмент, реальгар, киноварь, ультрамарин), в данных соединениях азурит темнеет. По этой причине редко использовали желток, как связующее и затирали на животных и растительных клеях.

    Хранить его следует в темном, сухом, прохладном месте. Следует избегать контакта с кислотами, особенно с соляной (кроме намеренных случаев, напр. для диагностирования).

    ОСОБЕННОСТИ

    Во влажных помещениях при взаимодействии с щелочью возможен переход в малахит – минерал, сходный по структуре, что приводило иногда к ошибочному мнение о невысокой светоустойчивости пигмента. Азурит, в атмосфере содержащей пары сероводорода, разрушается, превращаясь в грязно-серую массу. При нагревании выше 80 градусов по Цельсию, пигмент начинает чернеть. Считается, что азурит нельзя перемешивать со свинцовыми белилами и другими свинцовыми красками, а также с красками на основе кадмия. По этой причине он крайне редко применяется в масляной живописи. Нов темперной многослойной живописи, где каждый слой изолируется от предыдущего связующим эти совмещения возможны.

    Давно существует миф о превращении азурита в малахит.

    Долгое время в среде реставраторов бытовало представление о перерождении азурита в малахит. Действительно, в природе в процессе формирования этих двух минералов условия таковы, что термодинамически благоприятнее образование малахита, а не азурита. Вероятно, отсюда и объяснение природы зеленых пятен на голубых красочных слоях некоторых памятников (например, в ц. Иоанна Богослова, XVII в. в Ростовском Кремле), как стремление неустойчивого азурита перейти в более стабильное соединение – малахит.

    Сразу же следует подчеркнуть – такой процесс наблюдается только с искусственным азуритом. Натуральный азурит, широко представленный в древнерусских памятниках, не претерпевает со временем никаких изменений.

    Искусственный аналог природного азурита появляется в произведениях живописи, начиная с XVII в. Получали его осаждением содой из растворов медных солей, например, хлорида меди. Этот пигмент обнаруживают при исследованиях как произведений станковой, так и настенной живописи. В отличие от природного азурита, искусственный пигмент в настенной живописи не стабилен. Современные исследования установили факт химического изменения искусственного азурита в настенных росписях, но основной карбонат меди превращается не в малахит, а в зеленый хлорид меди — атакамит. Синие участки росписей, написанных искусственным азуритом, покрываются со временем зелеными пятнами, которые являются результатом постепенного замещение азурита атакамитом.

    Необходимо еще раз подчеркнуть, что подобные изменения происходят только с искусственным азуритом и только в настенной живописи. Пигмент из натурального азурита в настенных росписях химически стабилен.

    Натуральный азурит светоустойчив.

    Не имеет реакции в смеси со свинцовыми белилами.

    Азурит инертен к связующему на желтковой эмульсии.

    Примером тому являются последние результаты исследований связующих красочного слоя росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтове. В результате проведенных исследований было установлено, что все росписи в церкви Рождества Богородицы выполнены красками на темперном, желтковом связующем. И именно темперное связующее позволило сохранить для нас прекрасный синий цвет росписей Собора.

    АНАЛОГИЧНЫЕ ПИГМЕНТЫ

    Лазурит, вивианит, рибикит

    ЭТО ИНТЕРЕСТНО

    Все краски синих и голубых цветов на Руси назывались "голубцами". Они являлись достаточно дорогостоящими, поэтому иногда их приходилось заменять зелеными, которые приобретали на иконописных образах ту же смысловую нагрузку.

    Как отличить натуральный пигмент от искусственного:

    Отличить один пигмент от другого можно при исследовании в поляризационном микроскопе: натуральный азурит имеет вид кристаллических осколков с острыми краями, а частицы искусственного имеют форму сферолитов — шарообразных частиц.

    Азурит бурно растворяется в минеральных кислотах с выделением углекислого газа, что является одним из его признаков, так как среди синих пигментов это единственная углекислая соль. 

     Как отличить азурит от лазурита:

     «…А ежели хощеши лазурь пробовать, то жги ево на жестяной доске. И ежели лазоревый хорошей цвет будет, то каждый лот по гюлдена стоит. А ежели черн будет, то оной медной лазурь, которого фунт по три гюлденна покупается.»

    (статья из Лихаческого «Руководства к распознованию и обработке металлических руд и минералов» 2-я четверть XVIIIв.)

     Лазурит - ярко-синий камень, который часто путают с азуритом. Азурит, как и все карбонаты и гидрокарбонаты, вступает в активную реакцию с кислотой. Если капнуть на оборотную сторону камня немного соляной кислоты, можно услышать тихое шипение и увидеть пузырьки газа. Если реакция есть, значит, это азурит. Если реакции нет, то лазурит.

     

    ИСТОЧНИКИ

    «Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла а списках ХI – XIXвв.»  Пушкинский фонд, Санкт-Петербург 1998г.

    А. Виннер «Фресковая и темперная живопись» Искусство, Москва-Ленинград, 1948г.

    А.В. Григорьев «Природные минеральные пигменты» Москва 1998г.

    Ю.В. Алексеев-Алюрви «Краски старых мастеров» Москва 2004

    Ю.В. Алексеев-Алюрви « Красочное сырье и краски, используемые в живописи» Москва      2004г.

    М.М. Наумова, С.А. Писарева. «Материалы и техника исполнения настенной живописи Дионисия в Соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря».

    А.М. Никитин. «Художественные краски и материалы.» Москва-Вологда 2016г.

     

1 2  3  4 ...  72  
Он лайн Консультант