Церковное искусствоМозаика

Богоматерь Ангелоктистос с предстоящими архангелами; Византия. Кипр; VI в.

Богоматерь Ангелоктистос с предстоящими архангелами; Византия. Кипр; VI в.,; местонахождение: Кипр. Кити, церковь Панагии Ангелоктисты; Местоположение: Апсида; 117 х 260 см.
ID: 1940
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Богоматерь Ангелоктистос с предстоящими архангелами ; Византия. Кипр; VI в., ; местонахождение: Кипр. Кити, церковь Панагии Ангелоктисты; Местоположение: Апсида ; 117 х 260 см.
11145

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Первые христиане на острове широко использовали для устройства церквей и часовен античные сооружения — примером этого является так называемая «Гробница св. Екатерины» на некрополе Саламина.Они сильно разрушены, и лишь в общих чертах можно судить об их планировке и внутреннем убранстве. Но есть на Кипре один памятник, который дает более полное представление о кипрском искусстве ранневизантийского времени. Это известная во всем мире церковь в Кити, близ города Ларнаки, на южном берегу острова.

Церковь, стоящая в небольшом современном селении, относится в основных своих частях к более позднему времени. Крестовокупольный храм с куполом, опирающимся на четыре центральных столба, был сооружен в XI веке. С юга к нему добавлена в XVI веке капелла с готическими сводами. Но в более позднюю церковь включена апсида, сохранившаяся от ранней христианской базилики. В этой низкой, ушедшей в землю апсиде, которая теперь кажется незначительным придатком церкви, сохранилась великолепная мозаика, изображающая Богоматерь с младенцем на руках, между архангелом Михаилом и Гавриилом, каждый из которых держит сферу и жезл. По этой мозаике, занимающей всю конху (свод) апсиды, церковь носит имя Панагии Ангелоктистос . В полумраке алтаря, освещаемого свечами или фонарями, на золотом фоне мозаики вырисовывается фигура Богоматери, одетой в темный синевато-зеленый хитон и красный мафорий, окутывающий ее плечи и покрывающий голову. Мастера, исполнившие эту мозаику — возможно, что над ней работало несколько художников, — умело использовали цвет для акцентирования главных частей изображения: на темных одеждах богоматери ярким пятном выделяется младенец в светлом, золотом одеянии. Изображение богоматери выдержано в иконописных традициях ранневизантийского искусства. Особенно выразительно ее лицо с огромными, устремленными прямо на зрителя темными глазами, фигура архангела Михаила сильно повреждена, сохранились лишь голова, рука и край одежды. В фигуре же архангела Гавриила, стоящего справа от Марии, с его великолепными зелеными крыльями, украшенными павлиньими перьями, и белыми с синеватыми тенями одеждамиясно ощущаются традиции эллинистического искусства. К античным прообразам восходит также богатое орнаментальное обрамление полукруглой ниши, в которой находится мозаика, — пышные листья аканфа, среди которых, как бы вырастая из них, помещены фигуры птиц и животных. Особенно характерны переданные в перспективе округлые основания фонтанчиков, помещенных по сторонам конхи. О христианском происхождении этого орнамента напоминает лишь равноконечный крест в центре обрамления, над головой богоматери. Техника мозаики — очень мелкие кубики, с помощью которых исполнены лица и руки фигур, и более крупные на их одеждах, а также попытка передачи объема фигур светотеневой моделировкой — свидетельствует о сохранении в ранневизантийское время высокого мастерства, достигнутого мозаичистами Кипра в античную эпоху. Все эти особенности заставляют датировать мозаику церкви в Кити не позднее начала VII века; эта дата в настоящее время признана большинством исследователей, хотя первоначально были большие колебания в ее датировке — от V века до XII века.

Церковь в Кити была, конечно, не единственным памятником ранневизантийского искусства на Кипре. Здесь существовали различные художественные школы. С мозаикой церкви в Кити интересно сравнить плохо сохранившуюся мозаику церкви Панагии Канакарии в Литранкоми, в восточной части острова. Как и в Кити, здание церкви в Литранкоми включает постройки различных периодов. Апсида, украшенная мозаикой, принадлежала раннехристианской базилике с двускатной кровлей, на месте которой после ее разрушения была воздвигнута сводчатая базилика; в XI—XII веках сводчатое покрытие было заменено куполом и пристроен нартекс (притвор). В таком виде эта церковь дошла до наших дней. Сохранившаяся в ней ранняя мозаика дает новый, отличающийся от церкви в Кити, вариант композиции Богоматери с архангелами. Богоматерь изображена сидящей на троне, младенец помещен прямо в фас на ее коленях; этот тип изображения, называемый кипрским, появляется здесь впервые; позже он получит широкое распространение в византийском искусстве. Белые с золотом одежды младенца красиво выделяются на фоне синего мафория Богоматери; в рисунке лица младенца с огромными глазами и всей его фигуры преобладают темные контурные линии; мозаика была обрамлена широкой полосой с изображениями голов святых в медальонах на фоне акантовых листьев — некоторые из них сохранились. Линеарный стиль, появляющийся в этой мозаике, и техника ее исполнения с применением довольно крупных смальтовых кубиков сближают ее с такими произведениями ранневизантийского искусства VI века, как знаменитые мозаики в Равенне. Античные традиции, столь сильно чувствовавшиеся в мозаике Кити, здесь уступают место новым, чисто византийским приемам исполнения.

Развитие ранневизантийского искусства на Кипре, достигшего, как показывают приведенные примеры, высокого расцвета, было оборвано начавшимся в середине VII века нашествием арабов.

В течение трехсот лет — с 648 по 965 год Кипр постоянно подвергался опустошительным набегам арабов, от которых страдали главным образом прибрежные районы. Арабы не завоевывали остров — он оставался номинально под властью Византии,— но, разрушая города и селения, захватывая киприотов в плен и продавая их в рабство, они держали всё население Кипра в страхе постоянной угрозы вражеского нападения. Спасаясь от захватчиков, жители прибрежных сел бежали в горы, в глубь острова. Население на побережье сохранилось в основном лишь в крупных городах, таких, как Кирения, Лимасол, Пафос, которые были обнесены крепостными стенами. Естественно, что в таких условиях вся жизнь острова, в том числе и художественная, пришла в упадок. Но все же Кипр продолжает оставаться местом, привлекавшим пилигримов со всех концов Византийской империи. Усиливаются связи с восточными странами — Сирией, Палестиной — главным образом за счет прибывающих оттуда на Кипр беженцев, спасающихся от арабских завоевателей.

ИСТОЧНИК: Коровина  А. К., Сидорова Η. А. Города Кипра. Церковь в Кити и памятники ранневизантийского времени на Кипре

 

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: