Церковное искусствоИкона

Богоматерь с предстоящими. 1613-1620гг; XVII в.; Россия. Москва

Богоматерь с предстоящими. 1613-1620гг; Россия. Москва; XVII в.; местонахождение: Россия. Москва. Музей-заповедник "Московский Кремль"; 44 x 54 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная
ID: 1441
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Богоматерь с предстоящими. 1613-1620гг ; Россия. Москва; XVII в.; местонахождение: Россия. Москва. Музей-заповедник "Московский Кремль" ; 44 x 54 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная
1633

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

  Богоматерь «Молебная» («Моление о народе», «Молебница») – иконографический тип изображения Богородицы в рост в повороте вправо или влево в молитвенной позе со свитком в руке. Богородица обращается к Спасителю, который, как правило, размещается в верхней части композиции в сегменте. На свитке Богоматери написано молитвенное обращение к Иисусу Христу. Таким образом, Богородица выступает молитвенной ходатаицей за род человеческий перед Спасителем.

В византийском искусстве подобные изображения известны с VII века. Например, мозаика на северо-восточном столпе базилики святого Димитрия в Фессалониках VII века. Рядом с некоторыми из подобных изображений, например, на фреске церкви святого Георгия в Старо-Нагаричино, встречается эпитет «Параклесис», что соотносится с русским именованием «Молебница». Это позволяет некоторым исследователям называть данный иконографический тип «Параклесис». Однако, поскольку в Византии не существовало определенных правил именований образов Богородицы, то подобная надпись могла быть также у икон другого иконографического извода. Например, на иконе Богоматери с Младенцем «Мати Молебница» конца XIV – начала XV века из собрания ГТГ, поздняя надпись «Мати Молебница», по мнению В. И. Антоновой, представляет собой перевод первоначального греческого эпитета «Параклесис».

В русском искусстве до XVI века подобные изображения неизвестны. Как считает И. А. Стерлигова, на рубеже XIII – XIV веков на образе Богоматери Боголюбской XII века, на котором Богоматерь представлена в молении, появились изображения Спасителя в сегменте и свитка в руке Богоматери. Эти изменения в иконографии образа произошли, вероятно, под влиянием изображений типа Богоматери «Молебница».>

Изображения «Богоматери Молебной» или «Моление о народе», как они именовались в монастырских и соборных описях XVI-XVII века, получают широкое распространение в русском искусстве с начала XVI века. На иконах этого типа Богоматерь обращена с молитвой к Спасителю, расположенному вверху в небесном сегменте. В ее левой руке свиток с молением о спасении человечества, Господь также держит свиток с ответом на моление Богородицы. Перед Божией Матерью изображается припадающий местночтимый святой или группа молящихся святых с народом. Иногда под ногами Богородицы помещается облако, а на фоне - пейзаж. Таким образом, в этой иконографическом изводе молитвенной просительницей за людей является не только Богородица, но и другие святые. Древнейшим памятником подобного рода является пелена Соломонии Сабуровой второй четверти XVI века из Сергиево-Посадского музея

ИСТОЧНИК: http://iconrussia.ru

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: