Церковное искусствоИкона

Видение прп. Евлогия; XVI в.; Россия. Сольвычегодск

Видение прп. Евлогия; Россия. Сольвычегодск; XVI в.; местонахождение: Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея; Местоположение: Иконостас; 107 x 142 см.; материал: металл, пигменты натуральные; техника: тиснение (басма), золочение, серебрение, темпера яичная
ID: 1203
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Видение прп. Евлогия ; Россия. Сольвычегодск; XVI в.; местонахождение: Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея ; Местоположение: Иконостас; 107 x 142 см.; материал: металл, пигменты натуральные; техника: тиснение (басма), золочение, серебрение, темпера яичная
  1 ... 379633

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

«ВИДЕНИЕ ЕВЛОГИЯ»

иконографический сюжет в основе к-рого лежит повесть Скитского Патерика (известен в древнерус. письменности с XIV в. как особая редакция Сводного и Азбучного Патериков) «Иже на всенощных бдениях полезно души и благоугодию пред Богом не расслаблятися леностию», рассказывающая о блж. Евлогии, видевшем во время бдения на Пасху ангелов, певших службу вместе с монахами и раздававших им по окончании богослужения различные дары. Из прозрачных корзин ангелы доставали золотые, серебряные и медные монеты, просфоры и куски просфор, кого-то из братии помазывали из золотого сосуда миром, других кадили из золотой кадильницы фимиамом, иные уходили, ничего не получив, а нек-рые оставляли дары в храме и выходили с пустыми руками. В рассказе Патерика дано объяснение видения, смысл к-рого в том, что ангелы символически открывают меру духовной пользы разных монашеских подвигов и соответствующих им наград - т. е. духовных даров. Золото получают совершающие бдение в среду, пятницу, воскресенье и Господские праздники с вечера до утра, серебро - те, кто служат от полуночи до утра, медные деньги достаются подвизающимся в пении и псалмах, просфоры - усердным в чтении книг, куски просфор отдаются новоначальным, помазуются миром послушливые, кадятся те, «кто только в церкви в чувство приходит», оставляют дары увлекающиеся «еллинскими книгами и учениями» и тем самым утрачивающие духовную пользу, получаемую в церкви.  

В XIV в. в росписи храмов, особенно монастырских, появляются назидательные истории и рассказы о подвигах монахов, известные из Патериков. В нартексе ц. св. Николая мон-ря Йошаница близ Светозарева (Сербия, ок. 1400), в одной из плохо сохранившихся композиций, расположенной в люнете на зап. стене нартекса, изображена сцена, содержание к-рой близко к рассказу о блж. Евлогии: в центре из открытых ворот здания вереницей выходят монахи, направляясь к 3 ангелам, сидящим справа от ворот. В левой части изображен монах, к-рому 3 др. ангела указывают на происходящее. Расположение этих сюжетов в нартексах или зап. частях храмов связывают с отмеченным в Типиконах правилом чтения в этой части храма глав из Патериков на утренях Великого поста.

Самым ранним известным примером этой иконографии в рус. искусстве является фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502), написанная на сев. стене перед входом в жертвенник. На условном архитектурном фоне изображена большая группа монахов, среди к-рых стоят ангелы, одних помазывающие елеем, другим вручающие монетки и просфоры. В центре композиции - престол, на к-ром лежит крест, окруженный голубым сиянием. Помазуемые и склоняющиеся к кресту монахи изображены с обнаженными головами, остальные - в клобуках; с нимбами - только ангелы. Новым по сравнению с визант. традицией изображения монашеских циклов является расположение назидательного сюжета не в нартексе, а в вост. части наоса, причем размеры и место композиции в Ферапонтове ставят ее в один ряд с циклом Вселенских Соборов. Возможно, в росписи Рождественского собора отразились особенности, сложившиеся в искусстве 1-й четв. XV в. Фрагментарная сохранность памятников не позволяет судить об этом с уверенностью, но дошедшие до нас фрески ц. Успения на Городке (в Звенигороде), где на зап. гранях вост. столпов представлены сцены «Явление ангела прп. Пахомию» и «Беседа Варлаама и Иоасафа», свидетельствуют о том, что сюжетные композиции монашеского цикла могут помещаться в предалтарной зоне.

Во 2-й пол. XVI в. иконография «В. Е.» (иконы ГРМ, ГТГ) была дополнена нек-рыми деталями. Сцена изображается на фоне церкви с 3 куполами, на фасаде к-рой помещен образ Богоматери «Воплощение» в медальоне. В соответствии с текстом повести на престоле стоит большой золотой сосуд с миром, ангелы держат корзинки, сосуды с елеем, раздают просфоры и свитки. На развернутых свитках в руках Евлогия и 3 ангелов написаны назидательные обращения к монахам. Два монаха по сторонам престола и Евлогий изображены с нимбами. На рисунке из Сийского иконописного подлинника (XVII в.) «В. Е.» представлено в иконографическом типе, близком ферапонтовской росписи: нет изображения храма, все монахи, кроме Евлогия в левом углу, изображены без нимбов, они идут чередой, с непокрытыми головами, принимая помазание и дары из корзин, стоящих на престоле в соответствии с церковным чином елеопомазания и раздаяния благословенных хлебов. Подпись под рисунком: «Ангели раздавают златники и сребреники и покропляют с верою послушающих неседальна Богоматере» - связывает «В. Е.» с Акафистом Богородицы. Возможно, такая связь возникла под влиянием росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, в к-рой сцена из Патерика соседствует с иллюстрациями Акафиста.

Источник:  Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/

 

 На иконе из Сольвычегодска композиция разворачивается на фоне величественного белокаменного храма с тремя куполами и образом Богоматери Знамение. Ангелы, поющие псалмы с монахами на всенощной, по окончании службы помазывают их миром, кадят ладаном и раздают различные дары инокам, выходящим из храма и идущим в свои кельи. В соответствии с текстом повести, они вручают каждому иноку или золотую монету с образом Христа, или "цату серебрянную" с крестом, или медную монету с образом, или просфору. Нерадивых монахов ангелы оставляют без даров. Преподобный Евлогии изображен слева, внизу, стоящим на кафедре. В руках его - развернутый свиток с текстом поучения: "не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни своей ниже да изыдет велиречие из уст ваших". Другие поучения начертаны на свитках ангелов, представленных в центре композиции: "друг друга тяготы носите и так исполните заповедь Христову", "слово Христово да вселится в вас благодатно во всяко премудрость сердцах ваших". Видение преподобного Евлогия соединено в иконе с изображением чина "благословения хлебов", совершаемого по окончании всенощного бдения - после чтения "Отче наш" и пения тропаря воскресной вечерни "Богородице Дево". Ему соответствует сцена поклонения сосуду с хлебами (просфорами) двух преподобных старцев. Благословение хлебов при завершении всенощной совершается в воспоминание о благословении Христом пяти хлебов и насыщении ими пяти тысяч человек. Предшествуя литургии, оно подготавливает агапу - трапезу любви и прообразует таинство Евхаристии. Преобразовательное значение сосуда с хлебами подчеркивается, благодаря его сопоставлению с образом Богоматери Знамение. Изображение Младенца Христа воспринимается здесь как символ хлеба духовного, пребывающего в лоне Матери Церкви.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. http://lib.pstgu.ru/

 

 

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: