Церковное искусствоИкона

Спас Эммануил, с архангелами Михаилом и Гавриилом; XII в.; Россия. Владимир

Спас Эммануил, с архангелами Михаилом и Гавриилом; Россия. Владимир; XII в.; местонахождение: Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея; 129 x 72 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная
ID: 1442
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Спас Эммануил, с архангелами Михаилом и Гавриилом ; Россия. Владимир; XII в.; местонахождение: Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея ; 129 x 72 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная
  1 ... 240633

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

  К Спасу Эммануилу обращены склоненные архангелы Гавриил и Михаил. Христос-отрок в темно-охристом хитоне, разделанном тонким золотым асистом, который плохо сохранился. В волосах у архангелов  — голубые тороки с красными камнями в золотой оправе. Нимбы некогда были розовых тонов, а фон золотым. Фрагменты нимбов сохранились по контурам голов. Первоначальный золотой фон проглядывает над плечами архангелов.

  В строгом смысле композицию нельзя рассматривать как «Деисус», что делает ряд исследователей вслед за Н. П. Кондаковым, так как Христос в этом изводе представлен отроком Эммануилом, а не Пантократором во время Страшного Суда. По мнению В. И. Антоновой, «это изображение — древнейший тип Троицы, восходящий к VII—VIII вв. В то время самое изображение иногда заменялось монограммой ХМГ — начальные буквы имен Христа, Михаила и Гавриила» (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. С. 63.). Образ Спаса Эммануила символически указывает на евхаристическую жертву Христа и имеет, в первую очередь, литургическое значение. Неслучайно «Спас Эммануил c архангелами» помещался в алтарном пространстве перед жертвенником.

Распространение данной иконографии в XII столетии вызвано богословскими дискуссиями на поместных Константинопольских соборах той эпохи о природе боговоплощения и принесения евхаристической жертвы

БИБЛИОГРАФИЯ: Антонова  В. И., Мнева  Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т.1. — М., 1963; Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т.1. Древнерусское искусство X — начала XV века. — М., 1995; Кирпичников  А. Деисус на Востоке и Западе и его литературные параллели // Журнал министерства народного просвещения. 1893. Ноябрь; Кондаков  Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. — СПб., 1905; Лазарев  В. Н. Два новых памятника русской станковой живописи XII-XIII веков. (К истории иконостаса) // Лазарев  В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. — М., 1970; Лифшиц  Л. И. «Ангельский чин с Эммануилом» и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Рус // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII в. — М., 1988; Лихачев  Д. С. Человек в литературе древней Руси. — М.; Л. 1958; Масленицын  С. Живопись Владимиро-Суздальской Руси 1157-1238 годы. — М.: Изобр. ис-во, 1998; Некрасов  А. И. Древнерусское изобразительное искусство. — М., 1937; Описи московского Успенского собора от начала ХVII века по 1701 год включительно // Русская историческая библиотека. Т. 3. — СПб., 1876; Попова  О. С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины ХIII века. — М., 1988; Яковлева  А. И. Техника живописи иконы «Эммануил с архангелами» второй половины XII века из собрания Государственной Третьяковской галереи // Музей 8: Художественные собрания СССР. — М., 1987

 

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: