Церковное искусствоИкона

Рождество Христово; XI в.; Византия. Константинополь

Рождество Христово; Византия. Константинополь; XI в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 21.6 x 36.3 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, полировка по золоту, темпера яичная
ID: 1851
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Рождество Христово ; Византия. Константинополь; XI в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины ; 21.6 x 36.3 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, полировка по золоту, темпера яичная
  1 ... 90633

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

– «Не забывайте, чадца Божии, бессильно зло, мы вечны, с нами Бог» . Аминь!(Отец Иоанн (Крестьянкин))

С Рождеством Христовым!

  

 

  Икона представляет один из самых подробных иконографических изводов «Рождества Христова», содержащий редкие подробности. Кроме собственно «Рождества» изображены многочисленные связанные с ним события, в том числе и известные только по апокрифическим источникам. При этом все эпизоды показаны как одна длинная сцена, последовательно разворачивающаяся в пейзаже гористой пустыни. Вверху изображены два хора ангелов, возглавляемых архангелами в императорских облачениях. Они совершают небесную службу, прославляя чудо воплощения на земле Богомладенца. Мистический характер действа подчеркнут изображением светового луча, падающего с небес на младенца Христа в яслях, Пещера с образами Богоматери и младенца составляет центр композиции, а фигура Богоматери заметно выделена своими большими размерами и красным цветом ее ложа. 

По сторонам изображена история волхвов, разделенная на три эпизода: их приезда, поклонения младенцу Христу и отъезда. Младенец Христос благословляет волхвов двумя расставленными руками, подобно архиерею в храме, которому поклоняются трое священнослужителей с Востока. Справа вверху – «Благовестие пастухам», которое включает восходящие к античным буколическим сценам изображения пасущегося стада и мальчика, играющего на флейте. С другой стороны композиции показано иное благовестие – «Сон Иосифа» – чудесное событие, непосредственно предшествовавшее Рождеству. Ниже сцены «Рождества», в качестве одного из смысловых узлов всей композиции, размещено «Омовение младенца». Оно дополнено редкой для Византии и иногда встречающейся в поздней русской иконописи сценой «Несение купели», изображающей повивальную бабку Саломию, с апокрифическим именем которой связано чудо об отсохшей и ожившей руке. Саломию сопровождает ее помощница и указывающий путь юноша, который в русских вариантах сцены изображается как ангел. 

Следующими по времени в нижних регистрах показаны события, связанные с преследованиями Ирода. Слева «Елисавета, прячущаяся с младенцем Иоанном Крестителем в чудесно расступившейся скале», далее «Бегство в Египет» с фигурами Богоматери с младенцем на осляти, Иосифа и его сына. В сцену включено изображение города, во вратах которого стоит фигура в царских одеяниях, протягивающая молитвенно руки навстречу Богомладенцу. Нижний регистр композиции занимает сцена «Избиение младенцев» с фигурой Ирода на троне, отдающего приказы. Таким образом на одной маленькой иконе представлен целый цикл «Рождества Христова», который достаточно точно соответствует текстам, читаемых на богослужениях в связи с празднованием Рождества. 

Не имея возможности рассмотреть все детали, остановимся на наиболее важных смысловых акцентах. К примеру, обратим внимание на скорбный лик Богоматери или на ясли Христа, которые в соответствии с древней традицией уподоблены алтарному престолу. При этом сам спеленутый младенец напоминает о завернутом в плащаницу теле погребаемого Христа, прообразуя Искупительную жертву. Фоном служит пламеобразный контур черной пещеры, вызывающий зрительную ассоциацию с адской пещерой из «Сошествия во ад» и косвенно напоминающий о будущем Воскресении. Купель в сцене омовения показана в виде византийского литургического потира, в котором приносится Евхаристическая жертва. Иконописец с помощью едва заметных изобразительных мотивов драматизирует сцену, сознательно сопоставляя разновременные полюсные события истории спасения. В этом он прямо следует литургическим текстам, поэтически сравнивающих «Рождество» и «Распятие», представляющих как одно целое Воплощение и Искупительную жертву. Литургическое влияние, характеризующее все византийское искусство Х1-ХП веков, проявляется в синайской иконе не только в трактовке отдельных мотивов, но и в самом их количестве. Подобная интерпретация вызывала большую остроту эмоционального переживания исторического евангельского события, которое ежедневно обретало новую реальность в литургии. 

ИСТОЧНИК: http://lib.psptgy.ru

 

 

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: