Церковное искусствоИкона

Распятие Христово; IX в.; Египет. Синай

Распятие Христово; Египет. Синай; IX в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 30 x 46.4 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: темпера яичная
ID: 1791
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Распятие Христово ; Египет. Синай; IX в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины ; 30 x 46.4 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: темпера яичная
  1 ... 116633

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  Иконография рассматриваемой синайской иконы насыщена  редкими и древними подробностями. Важнейшей из них является изображение по сторонам Христа двух разбойников - характерная особенность византийской иконографии до XI века. Разбойники, названные в надписях "Гестас" и "Дим(ас)", показаны в набедренных повязках с заложенными за спину руками. Их облик, позы, маленькие обнаженные фигуры, удаленные в глубину сцены, контрастируют с образом распятого Христа на первом плане, подчеркивая Его абсолютно доминирующую роль в композиции. В соответствии с одним из основных вариантов доиконоборческой иконографии Христос изображен в колобиуме - специальной длинной рубашке без рукавов. Пурпурный колобиум украшен золотыми полосами-лентами, идущими от плеч до подола. Он напоминал об особом хитоне Христа, который, по словам Евангелия, был "не сшитый, а весь тканый сверху" (Ин. XIX, 23). Необычный цвет ассоциировался с багряницей, надетой на Христа в насмешку перед Распятием. Одновременно пурпурное с золотом одеяние указывало на высшее императорское достоинство Спасителя. Мысль о победе Христовой, о распятии, как триумфе подчеркнута в синайской иконе и редким мотивом тернового венца как царской короны, и надписью "Царь Иудейский" над головой Христа, и изображением слетающих с небес ангелов, прославляющих Спасителя. С важнейшей темой одеяний распятого Христа, воспевавшихся как образ славы и нетления, связано и изображение трех римских воинов у основания креста - "распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий" (Мф. XXVII, 35). Лик Христа также необычен. У Него короткая борода и особая прическа венцом, которая, как и золотые ленты на колобиуме, вероятнее всего, была связана с представлением о священстве Христа - Великого Архиерея, приносящего самого Себя в жертву .В связи с этим особое значение приобретало изображение красной и белой струи - крови и воды, фонтанирующих из раны на Его груди. Оно также напоминало о православном причастии вином, смешанным с водой. В некоторых древних изводах в руках Богоматери, стоящей у креста, изображался евхаристический потир, в который Она, олицетворяя Церковь, принимала причастие кровью. В нашей иконе в руке у Богоматери, смотрящей на струи, тонкий белый плат, по всей видимости, также имевший литургический смысл. Образ Богоматери сопровождают две монограммы, расшифровывающиеся как "АГIА МАРIА" (святая Мария), - именование, характерное для самых древних доиконоборческих изображений. Интересной особенностью синайской иконы является своеобразный пейзажный фон из двух разошедшихся скал, призванных вызвать в памяти евангельский текст о землетрясении, случившемся в момент смерти Христа: "и земля потряслась; и камни расселись" (Мф. XXVII, 51)

 ИСТОЧНИК: http://lib.pstgu.ru

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: