Церковное искусствоИкона

Омовение ног; X в.; Византия. Прочие памятники

Омовение ног; Византия. Прочие памятники; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная
ID: 1781
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Омовение ног ; Византия. Прочие памятники ; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины ; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная
  1 ... 119633

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


   В верхней части сцены размещена большая греческая надпись "О NIПТНР" ("Омовение"), указывающая, что изображено евангельское событие, когда Христос в начале Тайной вечери омыл ноги Своим ученикам и завещал им этот обряд как знак преемственности служения: "Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин. XIII, 3-17). В центре иконы показан Христос, протягивающий руки к ногам апостола Петра, который представлен на золотом сидении, опустившем ноги в огромную золотую чашу. Омовение ног вспоминается Церковью на Страстной Седмице в важнейшей службе Великого Четверга. Оно неразрывно связано с Тайной Вечерей, установившей Евхаристию, и с этой точки зрения имеет литургический смысл очищения от грехов и приготовления к таинству. Согласно древнейшим византийским уставам, в Великий Четверг патриарх, архиереи, игумены монастырей совершали в своих храмах омовение ног, выражая высшее смирение и подражая Христу. Как правило, этот чин имел место в северной части нартекса, где часто располагалось монументальное изображение "Омовения ног". Христос облачен в хитон пурпурного цвета, указывавшего на Его царское достоинство, а также, в согласии с евангельским рассказом, опоясан синей тканью-полотенцем для отирания ног. Интересной деталью одеяний Христа является узкий белый плат у пояса, украшенный крестообразными орнаментами и параллельными полосами. Это так называемый эпигонатий - элемент одеяний епископа, сдержанно напоминающий о литургическом смысле изображаемого и роли Христа как первосвященника. В данном контексте может быть лучше понят и жест апостола Петра, дотрагивающегося правой рукой до своей макушки. Возможно, это не просто иллюстрация евангельских слов верховного апостола, призвавшего Христа омыть ему также и голову (Ин. XIII, 9), но и указание на преемственность священнического служения. Не случайно, цветные одежды, особое золото нимба, сидения и чаши ясно отделяют Христа и святого Петра от группы из десяти апостолов в белых одеяниях на втором плане. Наиболее оригинальной иконографической особенностью синайской сцены являются архитектурные мотивы - невысокая стенка на переднем плане и изображение узкого портала за спиной Христа. Архитектура создает сакральное пространство города-храма, в котором происходит изображенное действо. Башнеобразные формы богато украшенного высокого портала, включающего элементы дворца и церкви, в сочетании с изображением городской стены создавали яркий образ Небесного Иерусалима, который акцентировал мысль о вневременном, вечно литургическом характере евангельского события, обретавшего мистическую реальность в ежегодных богослужениях Великого Четверга.

ИСТОЧНИК: http://lib.pstgu.ru

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: