Церковное искусствоИкона

Моисей получает Скрижали Завета; XII в.; Египет. Синай

Моисей получает Скрижали Завета; Египет. Синай; XII в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 65 x 88 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, полировка по золоту, темпера яичная
ID: 1839
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Моисей получает Скрижали Завета ; Египет. Синай; XII в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины ; 65 x 88 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, полировка по золоту, темпера яичная
  1 ... 96633

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  Икона написана как парная к образу «Моисея у Неопалимой купины». Она изображает другое откровение Моисею, когда на вершине Синая Господь, явившийся в виде облака, дал своему пророку «две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых было написано перстом Божиим» (Исх. XXIV, 12-18; XXXI, 18). В верхнем левом углу иконы изображен край облака и большая кисть руки, протягивающая Моисею скрижали. Мотив «Десницы Божией», как символический образ не-изобразимой Св. Троицы, известен с раннехристианского времени. Особенностью синайской иконы являются золотые поручи, сдержанно указывающие на священство. В этой связи примечательно, что скрижали изображены в виде диптиха, форма которого ассоциировалась с литургическими поминальными диптихами. Можно также вспомнить, что в византийском богословии скрижали сопоставлялись со Святыми дарами. На иконе Моисей принимает их в покровенные руки, подобно тому, как в древней Церкви священнослужитель принимал евхаристический хлеб. Рядом с обнаженными ногами Моисея показаны черные сандалии, о которых ничего не говорится в библейском тексте. Иконописец напоминает, что изображенное действо происходит в сакральном пространстве святой земли, вручение скрижалей есть некое священнодейство. Это особое богослужение свершается древним первосвященником, который непосредственно перед восхождением на Синай принес жертву Богу, поставив под горою жертвенник (Исх. XXIV, 4-8). Не прибегая к внешним эффектам, иконописец осуществляет литургизацию образа, акцентируя его вневременной смысл и глубокую связь со всей системой иконного убранства храма.

Композиционно обе иконы Моисея очень похожи. Повторяется движение, по смыслу коленопреклонение с выдвинутой левой ногой и резко отставленной правой. Огромную роль играют одежды, традиционных для Моисея цветов – голубой хитон и розовый гиматий. Розовый, как и в парной иконе, показан в три тона, что позволяет передать световые рефлексы, чрезвычайно важные для синайского иконописца. Он пытается создать образ пространства откровения, в зримой иконе представить то, что не видел народ Моисея, лицезревший лишь огненное облако на вершине Синая.

Важнейшая особенность второй иконы – жест протянутых рук Моисея, принимающих скрижали. Они полностью покрыты плащом. Эта иконографическая деталь известна по древнейшим изображениям «Моисея, получающего скрижали». Она восходит к позднеримскому императорскому ритуалу, о котором сообщает, в частности, историк IV века Аммиан Марцеллин. Вручающие или принимающие дары от императора должны были покрывать руки краем плаща в знак почитания и покорности перед владыкой. Данная особенность не сохраняется в более поздних вариантах данного иконографического типа. Меняется и характер жеста: Моисей уже не принимает скрижали непосредственно в руки. Видимо, конкретная энергия жеста, присутствующая в синайской иконе, казалась слишком рискованной, нарушающей благопристойную торжественность сцены.

ИСТОЧНИК: http://lib.pstgu.ru

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: