Церковное искусствоИкона

Вознесение Господне; XI в.; Египет. Синай

Вознесение Господне; Египет. Синай; XI в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 27.1 x 41.8 см.; материал: дерево, пигменты натуральные; техника: темпера яичная
ID: 1790
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Вознесение Господне ; Египет. Синай; XI в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины ; 27.1 x 41.8 см.; материал: дерево, пигменты натуральные; техника: темпера яичная
1633

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  Наряду с Распятием, Вознесение принадлежит к самым распространенным сюжетам ранней иконописи. Оно представляло кульминационный момент истории спасения, описанный в Деяниях апостолов (Деян. 1,4- 12) и изображавший завершение земного пути Христа и обетование Второго пришествия. Этот последний эсхатологический момент был подчеркнут в новозаветном рассказе о пророчестве ангелов, явившихся на Елеонской горе: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на Небо" (Деян. 1,11). Тема Второго пришествия - центральная и для иконографии Вознесения. Композиция состоит из двух частей. Вверху показан восседающий на невидимом престоле Христос. Он в традиционной позе Пантократора и высшего Судии благословляет и левой рукой поддерживает на колене Евангелие. Мандорлу возносят четыре ангела, руки которых просвечивают в темно-синем овале. С помощью этой оригинальной детали создается образ прозрачного ореола-сияния, значительно отличающегося от императорских портретов на щите, иконография которых была широко известна в ранневизантийскую эпоху. В нижней части сцены показаны двенадцать апостолов, в первом ряду - верховные апостолы и евангелисты как проповедники учения, с кодексами и свитками в руках. В центре выделена фигура Богоматери, стоящей на особом подножии, которое воспринималось как знак власти и указывало на царское достоинство. Богоматерь, о присутствии Которой ничего не говорится в новозаветном рассказе о Вознесении, была введена в сцену как напоминание о Воплощении и начале земной истории спасения, завершившейся на Елеонской горе. Богоматерь подняла руки в жесте оранты, символизировавшем усиленное моление. Это был священнический жест "жертвы вечерней" в иудейском богослужении, который закрепился в христианской литургии как жест священника в важнейший момент преложения Святых Даров. В византийском толковании псалма 140, 2 говорится: "Да исправится и да будет чистым и благоприятным Тебе, Господи, возношение рук моих во время молитвы, как благоприятна Тебе жертва вечерняя". В иконографии Вознесения основополагающие идеи Воплощения, Небесной славы, Второго пришествия осмысляются в литургическом контексте как образ Евхаристии. Именно эта универсальность определила выбор Вознесения в качестве главной иконы доиконоборческих церквей, где оно обычно располагалось в алтарной апсиде. В храмовой декорации средневизантийской эпохи Вознесение сохранит свое значения в качестве центральной темы купола или алтарного свода, объединяя в одной композиции символико-догматические и сюжетные изображения на стенах церкви. В ставшей канонической системе росписей важнейшие образы Вознесения будут разведены в пространстве, оставаясь символически взаимосвязанными: Христос Пантократор в ореоле славы, носимой ангелами, займет свое место в куполе, тогда как Богоматерь Оранта утвердится в конхе алтарной апсиды. Под Ней будет показан ряд апостолов, которые вместе с Богоматерью создавали образ Церкви, основанной Христом на земле.

 На синайской иконе по сторонам от Христа четыре монограммы под титлами "IC XC YC ОY", из которых две последние, означающие "Сын Божий", принадлежат к очень редким и древним. Надпись акцентирует мысль о Христе как Втором лице Святой Троицы, при этом крещатый нимб Христа не позволяет забыть о произошедшей на земле Крестной жертве. Напоминанием места действия служит дерево или, скорее, куст за спиной Богоматери. Как кажется, правы исследователи, видящие в этом необычном кусте с красными пламенеющими цветами образ Неопалимой Купины, символизирующей Богоматерь, подобно несгорающему кусту вместившей Божественный огонь. Редкий иконографический мотив мог быть специально изображен в иконе, предназначавшейся для Синайского монастыря, построенном на месте чудесного явления Неопалимой купины.

ИСТОЧНИК: http://lib.pstgu.ru

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: