Церковное искусствоИкона

Богоматерь Елеуса с пророками; XI в.; Египет. Синай

Богоматерь Елеуса с пророками; Египет. Синай; XI в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 41.2 x 48.5 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, полировка по золоту, темпера яичная
ID: 1652
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Богоматерь Елеуса с пророками ; Египет. Синай; XI в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины ; 41.2 x 48.5 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, полировка по золоту, темпера яичная
  1 ... 159633

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  Образ Богоматери с Младенцем в редком изводе, получившем название "Взыграние" по необычной позе Младенца или "Киккотисса" по имени прославленной чудотворной иконы в монастыре Киккос на Кипре. По преданию, кипрский образ был прислан из Константинополя императором Алексеем Комниным в 1084 году. Вероятно, в эту эпоху возникла и необычная иконография, самым ранним сохранившимся примером которой является синайская икона, возможно, представлявшая собой список с чудотворного образа. Изобразительным истоком редкого извода послужил тип Богоматери, прижимающей к щеке Младенца, известный под именем "Умиление" или "Гликофилуса". Над образом Богоматери представлен образ Пантократора, восседающего на невидимом престоле и окруженного небесным сиянием. По сторонам символы четырех евангелистов (ангел, лев, бык и орел), восходящие к текстам пророческих видений (Иез. I, 4-28), описывающих чудо Богоявления. Из тех же текстов образы шестикрылых ангелов, серафимов и херувимов, славящих на небесах Господа. Греческая надпись "Царь славы" разъясняет главный смысл изображения. При этом образы Небесного Владыки и жертвенного Младенца ясно сопоставлены, раскрывая двуединую природу Второго лица Святой Троицы и литургическую идею Христа, одновременно Приносимого в жертву и Приемлющего эту жертву на небесах. Под троном Богоматери изображен св. Иосиф, показанный в рост, фронтально, с раскрытым свитком в руке. Слева от него родители Богоматери святые Иоаким и Анна, справа - Адам и Ева, также поднявшие руки и головы в жесте моления, обращенного к образу Богоматери с Младенцем. Смысл необычной сцены раскрывает греческая надпись, размещенная над святыми чуть ниже трона Богоматери: "Иоаким и Анна зачали, и Адам и Ева были спасены (освобождены)" - цитата из песнопения св. Романа Сладкопевца (VI в.) в службе праздника "Рождества Богоматери", прославляющая роль Богоматери в истории спасения. На свитке Иосифа написан восходящий к тому же тексту парафраз евангельских слов (Мф. I, 24), напоминающих о благочестии Иосифа, принявшего жену по велению ангела, и девственной чистоте Богоматери. На боковых полях иконы представлено 19 фигур с раскрытыми свитками, на которых подробные тексты библейских пророчеств, говорящие о чуде воплощения, роли Богоматери и Христа в Домостроительстве спасения. Образы верхнего регистра связаны с "Христом во славе", Которому и посвящены цитаты на свитках: слева Иоанн Богослов (Ин. I, 3) и апостол Павел (Евр. XIII, 8), справа Иоанн Креститель (Ин. I, 15) и апостол Петр (Мф XVI, 16). Средний регистр составляют образы Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, на свитке которой традиционный для изображений XII века текст "Это Младенец, установивший небо и землю". Вместе с Богоматерью две фигуры создают образ "Сретения". Текст на свитке Симеона (Лк. II, 35) - известное пророчество об Искупительной жертве и грядущем страдании Богоматери. С противоположной стороны показаны родители Иоанна Крестителя - пророк Захария в одеянии ветхозаветного первосвященника, напоминающий о преемстве священнического служения Богоматери (Лк. I, 68), и Елисавета со свитком, адресующим к событию встречи с Марией (Лк. I, 40-44). Все остальные изображения на полях представляют ветхозаветных пророков, рядом с которыми в виде зримых символов расположены прообразы Богоматери и чуда Воплощения, словесно подтвержденные надписями на свитках. Во втором регистре слева Аарон с "Процветшим жезлом" (Числ. XVII, 5) и Моисей с образцом "Неопалимой купины" у ног (Исх. III, 3), справа - Иаков с "Лествицей" (Быт. XXVIII, 12). В четвертом сверху регистре изображен Иезекииль с "Заключенными вратами" (Иез. ХIV, 2) и Давид с "Ковчегом Завета" (Пс. СХХХ1, 8), далее в правой части Исайя с "Серафимом, протягивающим клещи с горящим углем" (Ис. VI, 6) и Даниил с "Горой Нерукосечной" (Дан. II, 34). В самом нижнем ряду, также слева направо, читаются образы Валаама со "Звездой" (Числ. XXIV, 17), Аввакума с "Горой Фаран" (Авв. III, 3), далее царь Соломон, на свитке которого надпись "Премудрость построила Себе дом" (Притч. IX, 1), провозглашающая Богоматерь Храмом Премудрости", и последним - Гедеон с "Руном Орошенным" (Суд. VI, 37). Образы со свитками на боковых полях иконы множеством ассоциативных нитей связаны с центральными изображениями "Богоматери с Младенцем", "Христа во славе" и "Иосифа с предстоящими", они объединяют в одно целое события ветхозаветной и новозаветной истории, создавая синтезирующий образ домостроительства спасения, подобный тому, который явлен в тексте литургии.

ИСТОЧНИК: http://lib.pstgu.ru

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: