Церковное искусствоИкона

Иисус Христос и Св.мч. Мина Котуанский (Фригийский); VI в.; Египет. Прочие памятники

Иисус Христос и Св.мч. Мина Котуанский (Фригийский); Египет. Прочие памятники; VI в.; местонахождение: Франция. Париж. Музей Лувр (фр. Musée du Louvre); 57 x 56.98 см.; материал: пигменты натуральные; техника: энкаустика
ID: 1082
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Иисус Христос и Св.мч. Мина Котуанский (Фригийский) ; Египет. Прочие памятники ; VI в.; местонахождение: Франция. Париж. Музей Лувр (фр. Musée du Louvre) ; 57 x 56.98 см.; материал: пигменты натуральные; техника: энкаустика
  1 ... 464633

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Редкий памятник раннего коптского искусства.

Уважаемый Кондаков Н.П. в своей монографии "Иконография Богоматери", так характеризовал коптское искусство того времени:    " Ряд фресок, открытых французской экспедицией Ж. Кледа (Jean Clédat) и его сотрудников в период 1900–1906 гг. в Египте, в деревушке Бауит (искажение слова «аббатство»), на западном берегу Нила, близ местечка Дейр-ут-ель Шериф, относится уже к VII–VIII и даже IX столетиям, частью позднее, и составляет собственно памятники коптского искусства и коптской иконографии. По соображению времени и его условий, стиля и народных особенностей, иконографические типы этих фресок всего чаще имеют специфическое значение местного, кустарного ремесла, переживавшего частью чужие, частью свои древне-национальные оригиналы, а потому нередко стоявшего вне всякой связи с византийским искусством. Отсюда, лишь находя в византийской иконографии известный тип и в то же время встречая его в коптском искусстве, можно говорить о заимствовании его Византией, или, точнее, о переносе этого типа с греческого Востока, но по существованию типа у коптов нельзя еще заключать об исторической необходимости его существования в византийской иконографии. Затем, в настоящем случае, и среди фресок Бауита должно различать общие декоративные композиции и особые иконописные типы: их различие указывается иногда местом. Так, важнейшие из них те, которые помещены в особых нишах, устроенных в монастырских стенах, как моленные и обетные иконы, и, по коптскому монастырскому обычаю, в нишах погребальных часовен. Поэтому, или мы находим длинные фризы с образом Божией Матери с Младенцем на престоле, среди святых, как обычный декоративный тип композиции, или же встречаем в нише аркосолия изображение Божией Матери на престоле, среди двух архангелов, держащей овальный медальон Спаса Эммануила у себя на коленях и т. п., и уже по связи этого типа с чудотворными византийскими иконами считаем более удобным рассматривать его в особом месте. Но, что касается общего иконографического характера в коптском искусстве, то, при его художественной беспомощности, оно в принципе против «исторических», а потому реальных, композиций и всегда расположено к формам иконным, т. е. к условной символике, придающей значение самому грубому рисунку." (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери" т.I)

Такова академическая точка зрения на выдающиеся памятники раннехристианского искусства.

На иконе в полный рост изображены Иисус Христос и Египетский святой, мученик Мина.

Ми́на Котуа́нский (Фригийский) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Согласно житию, святой, служил в городе Котуане (Фригия). Пред судом правителя Пирра твердо исповедовал свою веру и был обезглавлен. Тело мученика привезли в Египет. В Карм Абу Мена (на западе от Александрии) была построена гробница, потом базилика и приют для многочисленных паломников. Интересен тот факт, что тело его везли из Александрии на верблюдах, которых вели в пустыню, находящуюся за озером Мареот. Один из верблюдов, который вез прах святого, отказался двигаться дальше, несмотря на все попытки заставить его. Это было воспринято как Воля Божья, и те, кто сопровождал тело, захоронили его на этом месте. Большинство версий сходятся в том, что впоследствии место захоронения было забыто до тех пор, пока его удивительным образом не обнаружил местный пастух. Из эфиопского Священного Писания: И Господь пожелал показать место погребения святого Мины. И был послан пастух один в пустыню эту. И однажды овца из стада его, будучи больной, пошла к месту этому и в родник небольшой вошла, рядом текущий. Исцелилась сразу она. Уведя это и поняв чудо сотворенное, был восхищен и изумлен пастух. Тогда взял он пыль из святыни этой и, смешав ее с водой, нанес на овец своих. Те, кто больными были, исцелились сразу. Так начал он исцелять, и исцелял он всех больных, приходящих к нему. С приходом в середине 7 века н.э. приверженцев ислама Абу-Мена был разрушен. 

Почитается особенно коптами, а также греческими и балканскими православными. В Католической церкви считается покровителем купцов. Память в Православной церкви совершается 11 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви 11 ноября.

Это самое раннее изображение святого(датируется серединой VI века) На греческих и балканских иконах изображается почти всегда воином, очень часто на коне.

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: