Церковное искусствоИкона

Спас Нерукотворный. Выносная двусторонняя икона; XII в.; Россия. Новгород Великий

Спас Нерукотворный. Выносная двусторонняя икона; Россия. Новгород Великий; XII в.; местонахождение: Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея; Местоположение: Иконостас; 71 x 77 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная
ID: 1536
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Спас Нерукотворный. Выносная двусторонняя икона ; Россия. Новгород Великий; XII в.; местонахождение: Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея ; Местоположение: Иконостас; 71 x 77 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная
1633

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 Выносная двусторонняя икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля, куда была, по всей вероятности, привезена в середине XVI века из Новгорода. Как полагают некоторые исследователи, она могла быть исполнена для церкви Святого Образа на Добрынинской улице в Новгороде (существует летописное известие об обновлении этого храма в 1191 году). Православное церковное предание приписывает создание первоначального Нерукотворного образа самому Христу и рассматривает эту икону как свидетельство Боговоплощения, пришествия Сына Божия в мир в человеческом образе. Главной целью Боговоплощения было человеческое спасение, осуществленное через искупительную жертву. Символический образ искупительной жертвы Спасителя представлен композицией на обороте, где изображен голгофский Крест, увенчанный венцом, и архангелы Михаил и Гавриил, несущие орудия страстей – копье, трость и губку. Крест водружен на Голгофе с пещерой, в которой находится череп Адама (эта деталь заимствована из иконографии Распятия), а над ним представлены серафимы, херувимы и аллегорические изображения Солнца и Луны. Лик Спаса отличает строгий и сдержанный рисунок, классически правильный, но, вместе с тем, достаточно изысканный. Почти идеальная симметрия (ее нарушает лишь чуть приподнятая левая бровь) подчеркивает условность избранного иконографического типа. Таким же сдержанным является и колорит, построенный на тонком сочетании желтовато-оливковых охрений, хотя представление о колорите может быть несколько искажено вследствие утраты верхних красочных слоев. Ветви Креста на нимбе были украшены ярким орнаментом, имитировавшим драгоценные камни оклада (в настоящее время от него сохранились лишь незначительные фрагменты)

 

ИСТОЧНИК: http://www.tretyakovgallery.ru

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: