Церковное искусствоДПИ

Крест-корсунчик (рязанские клады); Россия. Рязань; XIII в.

Крест-корсунчик (рязанские клады); Россия. Рязань; XIII в.; местонахождение: Россия. Москва. Государственный исторический музей; 2.6 x 3.4 см.; материал: металл серебро, серпентин; техника: зернь, резьба по камню, скань, тиснение по металлу (басма)
ID: 998
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Крест-корсунчик (рязанские клады) ; Россия. Рязань; XIII в.; местонахождение: Россия. Москва. Государственный исторический музей ; 2.6 x 3.4 см.; материал: металл серебро, серпентин; техника: зернь, резьба по камню, скань, тиснение по металлу (басма)
  1 ... 11731801

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Старорязанский клад 1822 г.

  Надежда Морозова
 

Первый старорязанский клад (самый богатый) был обнаружен в 1822 году случайно: крестьяне помещика Шестакова из села Старая Рязань Устин Ефимов с сыном и Яков Петров при ремонте дороги близ городских валов обнаружили кожаную суму с драгоценностями весом 6 фунтов (2,5 кг): кресты яшмовые в золотой оправе, золотые пуговицы для кафтана, золотые кольца, серьги и перстни, зарукавья, подвески и цепочки. Но особую ценность представляли тринадцать круглых золотых блях - медальонов разной величины, усыпанных драгоценными каменьями, украшенных образами святых в технике финифти (живопись по эмали). Пять блях были парными, а три непарными.


Помещик передал найденные сокровища рязанскому губернатору князю А.А. Лобанову-Ростовскому, а тот - генерал-адъютанту императорского двора А.Д. Балашову, который был также генерал-губернатором Рязанской, Воронежской, Орловской, Тамбовской и Тульской губерний.
Балашов доложил о рязанском кладе сокровищ императору Александру I, который приказал передать их на хранение в коллекцию Эрмитажа. По указанию императора за находку клада У.Ефимов и его сын Моисей получили 9 тысяч рублей, а Я.Петров - одну тысячу.
В том же 1822 году городище посетил знаток "древностей российских", известный в то время археолог и историк К.Ф. Калайдович, который осмотрел местонахождение клада, дал его описание. Он заложил три шурфа, которые показали наличие значительного культурного слоя на городище Старая Рязань.
В 1824 году Александр I поручил научное изучение старорязанского клада историку, археологу, академику А.Н. Оленину (1763-1843) - президенту Императорской Академии художеств и директору Петербургской публичной библиотеки (ныне им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), чтобы он приложил все свои знания и старания для "разрешения буде возможно" следующих вопросов: "К чему сии убранства могли служить?" и "Кому оные принадлежали?"
В силу занятости А.Н. Оленина государственной службой изучение клада затянулось на долгие годы и закончилось после смерти императора. Итоги своих исследований Оленин изложил в самой крупной своей историко-археологической работе "Рязанские русские древности, или Известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань" (Спб, 1831 год). Труд посвящался "памяти вечно-достойной славы Императора Александра I".
Академик А.Н. Оленин сделал вывод, что старорязанский клад представляет собой предметы мужского и женского убранства великокняжеского достоинства. Кому из великих рязанских князей они могли принадлежать, осталось неизвестным. Надписи были на древнерусском языке, что позволило примерно определить их изготовление XII - началом XIII веков.
Золотые бляхи из клада Оленин назвал "бармами". Бармы относились к числу церемониальных великокняжеских и царских парадных регалий: дорогой становой кафтан, венец ("шапка Мономаха"), скипетр - как символ власти, нагрудная икона-крест на золотой цепи и бармы - круглый воротник-оплечье, отделанный золотыми бляхами, жемчугом, драгоценными каменьями, эмалью. Бармы (в переводе с греческого языка означает тяжесть, бремя) возлагались в торжественных случаях при обряде венчания на великое княжение или царствование. Бармы были символом тяжести, бремени власти и ответственности помазанника за судьбы государства и народа. Бармы впервые были упомянуты лишь в первой половине XIV века в русских духовных грамотах. Рязанские же "бармы" относились к более раннему времени.
Вот что писал в книге "Путешествие в древнюю Рязань" исследователь Старорязанского городища профессор В.П. Даркевич по этому поводу: "В Рязани найдены собственно не бармы, а наборы от двух эффектных ожерелий, состоящих из золотых ажурных бусин и крупных золотых медальонов диаметром от 7,5 до 10,5 см, декорированных самоцветами, жемчугом, филигранью, эмалевыми фигурами святых".
Впоследствии рязанские великокняжеские "бармы" были переданы из Эрмитажа в Оружейную палату Московского Кремля, которая с 1806 года является главной хранительницей регалий российской государственности и национальных святынь.

Источник: http://nadezhdmorozova.livejournal.com/6685.html
 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: