Известным памятником апулийской церковной скульптуры является т. н. трон из Бари, вырубленный из единого блока мрамора. Его сиденье опирается на плечи 2 атлантов, а передний край поддерживают маленькие фигурки пилигримов в конических шапках и с посохами. Передняя часть сиденья украшена изображениями животных, заднюю поддерживают 3 полигональные колонки и 2 львицы, терзающие грешников. Вдоль края сиденья идет надпись: «Inclitus atque bonus sedet hac in sede patronus/presul barinus helias et canusinus» (Муж славный и добрый сидит здесь на престоле заступник/епископ Бари и Каноса Илия). Ее приписывали аббату Илии, относя создание трона к 1089-1105 гг. и считая его первым произведением романской скульптуры в Апулии. Позднее были предложены др. даты изготовления «прекрасного трона внутри церкви святого Николы»: 1098 г. (Porter), 1105 г. (De Francovich), сер. XII в. (Belli D'Elia). Общепринятой в наст. время является наиболее поздняя - ок. 1197 г.(Schwedhelm), основанная на сходстве трона со скульптурой в интерьере храма того же этапа: капителью тройного арочного темплона между нефом и трансептом, скульптурой юж. галереи и портика главного портала, капителью с 2 рабами из картинной галереи Апулии в Б. В маленьких фигурках на фасаде видят араб. эмиров или иных вост. правителей, заказчика и скульптора, персонификации паломников, привлеченных к новой гробнице святого, что представляется наиболее вероятным.
ИСТОЧНИК: http://www.pravenc.ru/