Церковное искусствоДПИ

Распятие Христово. Крест реликварий Вельфов (Welfenkreuz) из клада Вельфов (Guelph Treasure); Италия. Север Италии; XI в.

Распятие Христово. Крест реликварий Вельфов (Welfenkreuz) из клада Вельфов (Guelph Treasure); Италия. Север Италии; XI в.; местонахождение: Германия. Берлин. Музей декоративно-прикладного искусства (KGM); 12.5 x 33.1 см.; материал: камни драгоценные, металл бронза, металл золото, эмаль; техника: золочение, низание (жемчугом), скань, чернь, эмаль перегородчатая
ID: 2875
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Распятие Христово. Крест реликварий Вельфов (Welfenkreuz) из клада Вельфов (Guelph Treasure) ; Италия. Север Италии; XI в.; местонахождение: Германия. Берлин. Музей декоративно-прикладного искусства (KGM) ; 12.5 x 33.1 см.; материал: камни драгоценные, металл бронза, металл золото, эмаль; техника: золочение, низание (жемчугом), скань, чернь, эмаль перегородчатая
  1 ... 1941801

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Крест-реликварий, так называемый, крест Вельфов; золото, золото с перегородчатой эмалью, надписи чернением. Крест установлен на искривленной каннелированной (рифленой) колонне с капителью, обрамленной украшением в виде листвы, разделенной на три части, и волютами. Основание колонны – серебряный с позолотой треножник, украшенный фигурами. С лицевой стороны в качестве энколпиона (ковчежца для хранения святынь) припаян небольшой крест с закругленными краями. На нем в технике перегородчатой эмали изображено Распятие в византийском стиле; вокруг головы Спасителя – крестчатый нимб, над ним – табличка, покрытая белой эмалью, заостренная в верхней части и напоминающая по форме фронтон; на табличке – титло с греческими черно-коричневыми буквами (A). Сверху – оплечное изображение, вероятно, Архангела Михаила, справа и слева от распятого Спасителя – оплечные изображения Девы Марии и Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Внизу подножия – украшенный цветами медальон, изображающий основание Голгофы. Данный небольшой крест в середине и по краям обрамлен в общей сложности двенадцатью жемчужинами. Основной, крупный крест покрыт филигранью. Его обрамляют наконечники, каждый из которых окаймлен жемчужинами и украшен драгоценными камнями – с правой и левой сторон это сапфир и три граната, в верхней части – корунд (желтый сапфир) и три граната, в нижней части – три граната и горный хрусталь квадратной формы. Под горным хрусталем видна частица Древа Животворящего Креста Господня. Обратная сторона креста украшена филигранью и окаймлена жемчужинами. В центре находится корунд (желтый сапфир) прямоугольной формы, по краям – по одному сапфиру в зубчатой и листовидной оправе. Между драгоценными камнями находятся четыре прямоугольных таблички с именами святых (BE): размещенные на основе креста состоят из двух строк и расположены горизонтально (B, E), а размещенные на перекрестии состоят из трех строк и расположены вертикально (C, D).

Вид(ы) шрифта: римский капитальный.

Надписи:

A Иисус

B Святой Апостол Петр

C Святой Евангелист Марк

D Святой Иоанн Креститель

E Святой Севастиан

 

К нижней части креста припаяны три листка, соответствующие изображению листвы на капители. Эмаль – зеленого, бирюзового, голубого, темно-синего, черно-коричневого, белого и красного цвета. Данный крест и другие реликвии «Сокровища Вельфов» были куплены Прусским государством в 1935 году и переданы в Замок-музей Берлина (сейчас – Музей прикладного искусства).

          Энколпион (ковчежец для хранения святынь) выполнен в византийской традиции, но некоторые мотивы указывают на его итало-византийское происхождение. Возможно, он был создан раньше, чем крупный крест. Сам крест Вельфов принято считать североитальянской работой XI века. Можно провести параллель (скорее, касательно формы, чем деталей исполнения) с алтарным крестом из сокровищ собора святого Климента в Веллетри под Римом. Нойманн первым предположил, что крест перешел во владение Вельфов благодаря североитальянской ветви, появившейся в их роду вследствие заключения брака между Вельфом V и Матильдой Тосканской в 1089 году. Вначале он перешел к наследнику – Вельфу VI, который завещал его Генриху Льву еще до того, как полностью лишил его наследства дома Вельфов. Но не исключена и другая линия наследования или покупки – через Генриха Гордого. В перечне реликвий 1482 года данный крест упоминается как крест настоятеля собора, который выносили на процессии по большим праздникам.

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: