Церковное искусствоДПИ

Воскресение Христово. Наплечник Андрея Боголюбского; Франция. Мозель (фр. Moselle); XII в.

Воскресение Христово. Наплечник Андрея Боголюбского; Франция. Мозель (фр. Moselle); XII в.; местонахождение: Франция. Париж. Музей Лувр (фр. Musée du Louvre); 14.7 x 11.8 см.; материал: металл медь, эмаль; техника: золочение, эмаль выемчатая, эмаль перегородчатая
ID: 946
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Воскресение Христово. Наплечник Андрея Боголюбского ; Франция. Мозель (фр. Moselle); XII в.; местонахождение: Франция. Париж. Музей Лувр (фр. Musée du Louvre) ; 14.7 x 11.8 см.; материал: металл медь, эмаль; техника: золочение, эмаль выемчатая, эмаль перегородчатая
11801

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Наплечники Андрея Боголюбского

Наплечники Андрея Боголюбского, армиллы Барбароссы — две парные медные позолоченные накладки пятиугольной формы. Украшены эмалевыми миниатюрами с евангельскими сценами Распятия и Воскресения Христова. Наплечники изготовлены около 11701180 годов маасскими (лотарингскими) ювелирами и, возможно, являются парадными наплечными браслетами — армиллами, бывшими одними из регалий императоров Священной римской империи. Вероятным их владельцем называют Фридриха Барбароссу, который, по преданию, подарил их великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому.

История наплечников

История появления наплечников на Руси неизвестна. Традиция связывает их с князем Андреем Боголюбским, о дружбе которого с Фридрихом Барбароссой, предполагаемым заказчиком армилл, сообщает историк В. Н. Татищев. Когда наплечники были разделены, неизвестно (это произошло до конца XVII века), но история обоих из них связана с Владимиро-Суздальской Русью. По одной из легенд, не находящей подтверждения, наплечник с изображением Воскресения Христова находился при гробнице князя Андрея Боголюбского во владимирском Успенском соборе.

В настоящее время наплечник с изображением Воскресения Христова находится в коллекции декоративно-прикладного искусства Лувра, а с изображением Распятия Христова в Германском национальном музее в Нюрнберге. При этом по мнению Жанник Дюран, луврского хранителя выставки «Святая Русь», прошедшей во Франции в 2010 году, несмотря на русское происхождение обоих, это -  не парные наплечники.

 

 

 Наплечник «Распятие Христово»

Он был обнаружен в 1860-е годы «среди хлама» в подвале одного из монастырей Владимирской губернии археологом и историком искусства Г. Д. Филимоновым. Название монастыря археолог в своих заметках не оставил. В 1867 году наплечник был экспонатом Всемирной выставки в Париже и в связи с этим Владимирские губернские ведомости опубликовали заметку, в которой со ссылкой на Филимонова сообщалось, что он приобрёл его в одном из Переславских монастырей. После окончания выставки наплечник поступил в собрание Румянцевского музея.

В начале ХХ века наплечник поступил в частную коллекцию профессора Академии художеств М. П. Боткина и в 1904 году экспонировался на петербургской выставке прикладного искусства. Советским правительством в 1930-е годы наплечник был продан за границу и находился в частном собрании барона фон Гирша в Базеле. В июне 1978 года наплечник был выставлен на аукционе Сотбис, и был приобретён Германским национальным музеем.

 

Наплечник «Воскресение Христово»

Первое упоминание о нём содержится в описи ризницы Успенского собора Владимира за 1693 год:

"Да церковной утвари в выносной ризнице окованной за двема замками... нарамник медной на нём писан мусиею образ Спасов Воскресение от гроба с ангелы весом полфунта тридцать золотников."

Затем о нём сообщают соборные описи 1697 и 1708 годов.

В XIX веке к данному наплечнику начинают проявлять интерес исследователи. Так в 1849 году владимирский краевед В. И. Доброхотов пишет, что в соборной ризнице хранится «медный вызолоченный знак или нагрудник, с мозаичным изображением Воскресения Христова, который, как полагают, великие князи или патриархи носили на персях». Копия наплечника демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже 1867 года, подлинник вывезти заграницу не разрешили. Опись ризницы собора за 1886 год даёт следующее описание данной пластины:

"медный густо позолоченный великокняжеский нарамник, с эмалевым на оном изображением Воскресения Христова и с подписью на нём в форме двух столбцов римскими литерами: «REXVREXTIO DNI». Замечателен по изяществу находящегося на нем изображения и по своему благоукрашению."

 В 1890 году наплечник экспонировался на выставке в честь VIII археологического съезда в Москве, а в 1906 году на владимирской выставке в честь III Областного историко-археологического съезда. До 1919 году наплечник находился в ризнице Успенского собора. После революции 1917 года по описям он попал в число предметов, не используемых за богослужением, и был в августе 1919 года изъят во Владимирский музей (о его нахождении в музее сообщают три описи, а также доклад директора музея от 1926 года, где он назван экспонатом, представляющим исключительную ценность).

В 1932 году интерес к наплечнику проявила Оружейная палата, которая в целях его передачи в Москву направила во Владимир своего научного сотрудника Л. И. Денисова. Он в своей докладной записке от 15 октября 1932 года сообщил в Оружейную палату, что Владимирский музей потребовал за наплечник значительную компенсацию. Скорее всего, передача наплечника в Москву не состоялась, а уже в 1933 году он был продан за границу с целью получения валюты.

В октябре 1934 года наплечник с изображением Воскресения был приобретён у парижского антиквара Н. Бримо Обществом друзей Лувра и преподнесён в дар музею. 13 ноября 1934 года художественный совет Лувра принял подарок, а его передачу ратифицировал министерский указ от 6 декабря того же года.

В 2011 году в рамках выставки «Святая Русь», проводимой Государственной Третьяковской галереей, наплечник «Воскресение Христово» был временно привезён в Россию. Страховая оценка данного экспоната выставки составила 60 850 000 евро[8]. В рамках торжеств, посвящённых 900-летию со дня рождения Андрея Боголюбского, наплечник на два дня был привезён во Владимир и экспонировался в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

Пояснение по надписи на наплечнике "Воскресение Христово":

REXVREXTIO = RESURRECTIO
DNI = DOMINI [NOSTRI IESU CHRISTI]

REXVREXTIO DNI = RESURRECTIO DOMINI NOSTRI IESU CHRISTI = ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: