Церковное искусствоДПИ

Панагиар. 1435г; Россия. Новгород Великий; XV в.

Панагиар. 1435г; Россия. Новгород Великий; XV в.; местонахождение: Россия. Новгород Великий. Новгородский государственный объединенный музеи-заповедник (НГОМЗ); 25 x 30 см.; 22.5 см.; материал: металл медь, металл серебро, эмаль; техника: выпиловка, гравировка (резьба), золочение, ковка, литье, скань, эмалирование
ID: 1081
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Панагиар. 1435г ; Россия. Новгород Великий; XV в.; местонахождение: Россия. Новгород Великий. Новгородский государственный объединенный музеи-заповедник (НГОМЗ) ; 25 x 30 см.; 22.5 см.; материал: металл медь, металл серебро, эмаль; техника: выпиловка, гравировка (резьба), золочение, ковка, литье, скань, эмалирование
  1 ... 11151801

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Надпись на верхней створке:  ЛѢT SНОE θ СОТНОE M ДE <6944=1435> IНДИKТ ДI <14> МѢЦA СEМТБРЯ ДI <14> ДНЬ НА ВЗДВИЖЕНЬE ЧСТНОГО КРСТА СТВОРEНА БЫС ПОНАГИЯ СИ ПОВEЛѢНЬEМЪ ПРEСВЩНГО АРХИЕEПСКПА ВEЛИКОГО НОВАГРАДА ВЛЦИ EОУθИМИЯ ПРИ ВЕЛИКОМЪ КНЗѢ ВАСИЛЬѢ ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РОУСИ ПРИ КНЗѢ ЮРЬѢ ЛОУГВЕНЬЕВИЧ ПРИ ПОСАДНИКѢ ВЕЛИКОГ НОВАГОГОРОД БОРИСѢ ЮРЬEВИЧ ПРИ ТЫСЯЦКОМ ДМИТРEѢ ВАСИЛЬЕВИЧ А МАСТЕРЪ ИВАНЪ АРИПЪ
 
 
 
Панагиар из софийской ризницы

 

 
До 1920-х годов хранился в софийской ризнице знаменитый панагиар, служивший для перенесения в праздничные дни просфоры из собора в покои Владыки. Такой предмет церковной утвари чаще назывался "столовой" панагией. Заказчик серебряного позолоченного сосуда новгородский архиепископ Евфимий II, известный своей политической деятельностью как сепаратист, стремившийся возвысить Новгород. Новгородский Владыка много внимания уделял развитию искусства и художественных ремесел.

Из надписи на верхней тарели панагиара узнаем имя ювелира Ивана и дату исполнения этого особенного произведения - 1435г. Резная вкладная авторская надпись должна была хранить память о торжественном акте вклада такого достоинства в главный храм Новгорода. Устройство панагиара не сложно: две большие кованые тарели с замочком-запором покоятся на высоком фигурном стояне, переходящем в поддон восьмилепестковой формы.

Тарели имеют традиционные для подобных сосудов изображения. Верхняя тарель с внешней стороны украшена накладными рельефами композиции "Вознесение". Фигурки святых динамичны и свободны, их лики не детализированы. Борт тарели обрамляет стилизованный орнамент скани. На внутренних поверхностях тарелей гравированные изображения Троицы и Богоматери Знамения. Литургические надписи прославляют Христа и Богородицу. Силуэтные образы на ярко вызолоченном фоне, уверенное письмо близки традициям новгородской культуры XV в.

Ниже окружают стоян четыре ангела с поднятыми руками, "поддерживая" собственно панагию и напоминая образы античного мира: кариатид и атлантов. Ангелы припадают на одно колено и опираются на четырех идущих львов. Орнаментальная полоса из литых ажурных крестоцветов заполняет произведение в нижней части.

Каждый элемент композиции, детали - все продумано и имеет свой символический смысл. Гармоничная целостность, единство замысла автора, высокий профессионализм в использовании технических приемов, грамотность надписей ставят новгородский панагиар в ряд с самыми яркими памятниками русского серебряного дела. Вероятно, его исполнитель - один из лучших художников Владычных мастерских Новгорода Великого.

Источник:  http://www.novgorod.ru

 


 

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: