Церковное искусствоДПИ

Кратир. Из ризницы Софийского Собора, Новгород; Россия. Новгород Великий; XI в.

Кратир. Из ризницы Софийского Собора, Новгород; Россия. Новгород Великий; XI в.; местонахождение: Россия. Новгород Великий. Новгородский государственный объединенный музеи-заповедник (НГОМЗ); 35 x 21.5 см.; 21 см.; мастер: Коста мастер (Новгород); материал: металл серебро; техника: золочение, литье, чеканка, чернь
ID: 906
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Кратир. Из ризницы Софийского Собора, Новгород ; Россия. Новгород Великий; XI в.; местонахождение: Россия. Новгород Великий. Новгородский государственный объединенный музеи-заповедник (НГОМЗ) ; 35 x 21.5 см.; 21 см.; мастер: Коста мастер (Новгород); материал: металл серебро; техника: золочение, литье, чеканка, чернь
  1 ... 12241801

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

Древности Российского государства 26

Серебряная братина XV в. (хранится в новгородском Софийском соборе)

Братиной назван в надписи на эстампе, у Кеппена — кратиром, этот серебряный вызолоченный сосуд с двумя ручками, более похожий на стопу, или достокан, какие употреблялись для почерпания Богоявленской воды; потому что братина собственно была круглый, кубовастый сосуд, сходный с горшком. Иногда принимался он за известную меру жидких тел (которая была менее стопы), ставился на монастырских и святительских трапезах, служил там чашей. Общие, братские, круговые чаши, под именем богородичных, или Пречистых, трапезных, тропарных, заздравных и т.д., предлагались присутствовавшим поочередно и переходили из рук в руки. Чаша Пречистая с вином или медом подаваема была на царских, святительских и монастырских столах в честь и славу Пречистой Богородицы, преимущественно в праздники Богородичные; тропарной она именовалась от пения тропарей в продолжение сего действия. Св. Феодосий Печерский дозволял в монастыре своем три чаши тропарные, одну во славу Иисуса Христа, другую в честь Пречистой Богородицы, а третью за здравие князя. Последнюю византийские историки называют здравицей, заздравной чашей. За царскими столами, в Москве, патриарх при чтении канонарха действовал над чашей Пречистой. Итак, новгородский кратир, вероятно, служил такой чашей или употребим был для почерпания св. воды.

Литохромированный здесь кратир, в половину натуральной величины, замечателен по искусству, особенной замысловатости и красивости обронной работы. В первом месте, на внешних разграненных стенках, представляются изображения Иисуса Христа, одной рукой благословляющего, а в другой держащего Евангелие, потом — Богоматери с простертыми в молении дланями, далее Св. Петръ с жезлом и свитком в руке и Св. Варвара и Св. Анастасия с крестами в руках. Величина фигур не превышает шесть голов. Вокруг них размещены чеканные узоры в византийском вкусе, состоящие из птиц и переплетенных между собой листьев и цветов. Верх поддона обнимает бафт из чеканных костей. По ободку, или венчику, простирается надпись; СЬСЪСУДЪ ПΕТРОВЪ И ЖΕНЫ ΕГО МАРЬѢ.
Судя по первой надписи, сосуд этот должен быть служебным потиром, но самая его форма и название показывают другое его назначение в священнодействии, именно то, какое имели кратиры. Вероятно, малограмотный художник снял надпись с какого-нибудь древнего потира, на коих обыкновенно она изображается, но не забыл начертать свое имя на дне сосуда в следующей употребительной формуле:
+ ГН ПОМОЗН РΑБУ СВОΕМОУ КОСТЯNЬТНNУ КОСТΑ ДѢЛΑЛЪ ΑМИЪ

Что же касается до вкладчика Петрова, то нам неизвестно его историческое значение; о соименном же и современном ему госте Петрове упоминает «Нижегородская летопись» в XV в., что «не было больше его из гостей, что он своею казною откупил множество пленных, приобрел себе покупкою вотчины у В. Князя за Кудмою рекою, на речке на Сундоване шесть сел; потом переселился в Москву». Одно ли это лицо, или разные решить не можем. Изображенные на кратире святые, без сомнения, имеют отношение к семейству соорудителя сей утвари; потому что вкладчики нередко на утварях церковных и иконах изображали лики тезоименитых себе святых. Хотя в соборной описи и сказано, что кратир сделан тщанием архиепископа Евфимия, но неизвестно, которого: Евфимия ли по прозванию брадатого, с 1423-го по 1429 г., или Евфимия святого, с 1429-го по 1458 г.; самая на сосуде надпись ничего об этом не говорит. Другой подобный сему кратир пожертвован Петриловым и женой его Варварой, а делан Фролом Братиловым, как значится в самой надписи. Итак, два еще доселе неизвестные имени Константина и Флора должны быть внесены в список русских художников, где занимают почетное место Козьма, Парамша, Шишка, Макар и проч.

Рисунки Солнцева, Фёдора Григорьевича из Альбома Древности Российского государства 1846—1853

Дополнительный фотоматериал:

Фото 1. Обратная сторона кратира. Богоматерь Оранта

Фото 2. Налпись на дне кратира


 

 

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: