Церковное искусствоДПИ

Двери епископа Бернварда (Bernwardstüren) со сценами из Ветхого и Нового Завета. 1015г; Германия. Хильдесхайм; XI в.

Двери епископа Бернварда (Bernwardstüren) со сценами из Ветхого и Нового Завета. 1015г; Германия. Хильдесхайм; XI в.; местонахождение: Германия. Хильдесхайм. Музей Собор Вознесения Святой Марии; 115 x 472 см.; материал: металл бронза; техника: литье
ID: 2603
СОХРАНИТЬ ГЛАВНАЯ ОБЩИЙ ПОИСК
Двери епископа Бернварда (Bernwardstüren) со сценами из Ветхого и Нового Завета. 1015г ; Германия. Хильдесхайм; XI в.; местонахождение: Германия. Хильдесхайм. Музей Собор Вознесения Святой Марии ; 115 x 472 см.; материал: металл бронза; техника: литье
11801

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Памятник относится ко времени подъема немецкого искусства в период так называемого Оттоновского возрождения X– нач. XI века, когда немецкие императоры, дабы окружить свою державу ореолом величия, стремились возродить Римскую империю и ориентировали изобразительное искусство на подражание образцам классического стиля. Одним из видных деятелей этого движения был епископ Бернвард. Избранный на эту должность в январе 993 года, он превратил свою резиденцию Хильдесхейм в важнейший центр германской культуры Х века. Здесь существовал скрипторий, но наиболее значительные произведения вышли из литейной мастерской. Там по заказу Бернварда были отлиты бронзовые двери с рельефными изображениями в клеймах. Отталкиваясь от римских впечатлений, где, будучи имперским канцлером и воспитателем Оттона III, Бернвард мог видеть резные деревянные двери в церкви Санта Сабина (V век), он разработал собственную программу сюжетных изображений, мастерски воплощенных его литейщиками. Мастера продемонстрировали, в первую очередь, успехи литейного мастерства: отлитые целиком, двери лишь позднее были разделены на две створки. Выбор сюжетов и их трактовка имеют назидательный смысл: рельефы на дверях являют наглядный пример «Библии для неграмотных». Богослужение в средневековых церквах совершалось на латинском языке, недоступном германскому населению. Изображения должны были донести основные положения христианского учения.

Слева в восьми клеймах сверху вниз (ниспадая) повествуется о грехопадении человека, правая створка отведена истории спасения от Благовещения до Явления Христа Марии Магдалине. Здесь последовательность сюжетов поднимается снизу вверх, при этом события Ветхого и Нового заветов наглядно сопоставлены. Братоубийству Каином Авеля на левой створке противостоит Благовещение на правой, как первый шаг на пути спасения; Грехопадению – Распятие; разгневанному Богу, творящему праведный суд над Адамом и Евой, – неправедный суд Пилата; Изгнанию из рая – Сретение, внесение младенца Иисуса в храм; грешной Еве, кормящей младенца, – Мария с Христом на коленях, которым поклоняются три волхва.

Повествовательный язык этих рельефов необычайно нагляден, выразителен и прост, в нем слышатся интонации проповедника, обращающегося к непросвещенной аудитории, а потому говорящего на доступном, «народном» языке. Фигурки на хильдесхеймских дверях кажутся, на первый взгляд, неуклюжими: у них большие головы, тоненькие ручки и ножки. Но каждая ситуация передана убедительно, позы и жесты экспрессивны, поступкам действующих лиц дана моральная оценка. Бог Творец выделен ростом, он грозно уличает Адама и Еву в грехопадении, но те стремятся свалить вину один на другого и на искусителя змея. Каин, вооруженный суковатой дубиной, со всего размаха обрушивает свой удар на беззащитного Авеля, а потом, закутавшись в плащ, со страхом внемлет божьему гласу. Даже деревья, скупо представленные в рельефах, участвуют в действии, они то радостно раскидывают ветви при встрече Адама и Евы в раю, то извиваются, подобно змею в сцене грехопадения, то совсем исчезают из окружения изгнанных из рая прародителей. В сценах Ветхого завета господствует динамика; события евангельского цикла трактованы величественно и торжественно. Двери были установлены в соборе уже после смерти знаменитого епископа, о чем сообщает надпись, выгравированная на средней перекладине.

 

ИСТОЧНИК: http://www.artsmuseum.ru

 

Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
Вы можете войти через:
Логин
Пароль
Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
Имя:
Фамилия:
E-mail:
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
Введите код с картинки:
* На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Сообщение об ошибке:
Введите код с картинки: